Рецензия. Превзойти непревзойденное, создать нечто, стремление к которому никогда не угаснет

Прелестное легко утопить в грязи…

Милая и обычная, чистая и неопытная, мягкая и притягательная, поразительная сущность, не осведомленная о своей божественной красоте, сомневающаяся и недвижимая, порхающая и ускользающая — Белый лебедь. Спрятанный под крыло ее стыдливый взгляд, хрустальная улыбка, разрушаемая при любом прикосновении ветра, изящные, волнующиеся движения, прыжки уже отточенные до совершенства, но по прежнему болезненные и травмирующие.

Элегантная и соблазнительная, знающая себе цену, понимающая всю идеальность своего тела, получающая удовольствие от завистливых взглядов и парящая над сценой, без усилий, без напряжении, движимая одним лишь желанием — Черный лебедь. Ее взгляд воспламеняет, ее глаза налиты кровью, она влюбляет, отталкивает одновременно, когда ты с ней, то не понимаешь, убивает она тебя или дает жизнь. Влюбиться в нее уже катастрофа, потому что мечты о ней оборачиваются помешательством.

Это краткое описание тех чувств, которые передают два образа в исполнении героини. Первая трогательное существо, для которого поцелуй незнакомца отвратителен и недопустим, а вторая, созданная в результате навязчивых желаний, развратная стерва, готовая лечь в постель к каждому ради роли в балетной постановке, отдавшаяся разврату и поглощенная похотью. Обе они по-разному смотрят на переполненный зал глаз, ожидающих фееричное шоу или оглушительный провал балетной постановки. Одна с любовью и ювелирной осторожностью, прочерчивает движения в воздухе, вторая со страстью окунается в темноту сладкой жизни и становится лучшей без единого усилия

В начале это обычно соревнование, перерастающее в истинную ненависть. Первая претендентка идеальна на сцене, но только в роли трогательной влюбленной, однако терпит крах и не может примерить на себя образ расчетливой, соблазнительной чертовки, уничтожающей жизнь другого, просто ради прихоти. Вторая — темная сторона, отражение в кривом зеркале, может быть и оптимальный Черный лебедь, однако не совершенный. Ей легко удаются манипуляции с образами, но она не дотягивает ни одну роль и ей не дано прыгнуть выше головы. Но это только для окружающего мира, потому что настоящее противостояние проходит внутри Белого Лебедя, отчаянно пытающегося переродиться.

Как прекрасно вписаться в постановку? Стать гениальной актрисой, которой никогда не быть или пережить трансформацию из белого в черное? Перейти черту, разделяющую внутренне одухотворенное совершенство и притягательное олицетворение идеального. В «Черном лебеде» прослежена деградация из белого в черное, пара шагов способные заменить истинную сущность, дать ответ на вопрос: как ангелу стать дьяволом.

Ласкать свое тело, почувствовать себя физически и не стыдиться личного совершенства, взглянуть в зеркало, всмотреться в свое отражение, не найдя желаемого, пытаться вручную изменить вызывающее негатив и отвращение.

Зритель может почувствовать изменения главной героини, когда в зале выключается и включается свет. Невинной она погружается в темноту и непонимающей, но уже запятнанной возвращается в свет. Вокруг все пытается изменить истинное «я» Белого лебедя, рядом с ней обитают одни чудовища, самым главным из которых является ее мать — бывшая балерина, отказавшаяся от успеха и сейчас почему-то сдерживающая свою дочь на пути к славе, не дающая ей выпорхнуть из угрюмой квартирки в мир неизведанных опасностей. Этот мир опасен и жесток, но он учит. В нем есть коварные соблазнительницы, дарящие сексуальное возбуждение, а затем и удовлетворение, однако в замен просят сущность чистую, трепетную — идеальную.

Стремление к совершенству, углубление в черноту природного непонимания, исчезновение моральных границ, дьявольское преобладание над человеческой сущностью. Можно ли назвать это победой черного лебедя, после которой появляется соперничество, доселе скрываемое пеленою юношеской неопытности? Да, ведь иначе никак, только теперь соревнование обретает не тот обычный уровень соперничества ради чистоты искусства, а становится опасной битвой.

В этом фильме Даррен Аронофски потрясающе точно передал изменения, происходящие в человеке на пути его деградации — «все ради искусства». Удивительные чувства, оставленные этой картиной не поддаются описанию. Они одновременно хорошие, потому что я увидел особенное, а с другой стороны та самая особенность фильма таит в себе нечто страшное, способное произойти с каждым человеком, желающим добиться высот в своем нелегком деле, не путем совершенствования техники, учебы и каждодневными истязаниями, а молниеносным, жестоким выбором, похожим на продажу души Дьяволу, в обмен на успех и вечную славу. Опасная грань творения Аронофски необъяснима, ее можно точно почувствовать, только если сам зритель беззаветно влюблен в собственное дело и за сохранения статуса или приобретения нового пойдет на все — отдаст разум и рациональность мышления на съедение искусству. Кино о балете, соперничестве в нем, плавно перетекает в психологический триллер, сливаясь с жестокой эротикой, в финале становясь чуть ли не фильмом ужасов. Нина Сэйерс единственный настоящий человек в этом скоплении образов, именно ее пытается изменить окружение. Одни хотят сделать из нее противоположное, а другие пытаются оградить от любого рода воздействий. Страх перед судьбою, своеобразная кончина одного и начало другого. Развитие ли это или крах и падение, в следствие которого искусство уже не имеет значения? Тщеславие овладевает Ниной, когда ей становится понятно, что ее Белого лебедя не достаточно для того, чтобы стать лучшей и необходимо погрузиться в глубь психических проблем, ради славы и любви миллионов. Она внемлет советам постановщика, общается со злейшим соперником и решается на чудовищные действия по отношению к собственной личности; мечется из одной крайности в другую, от самоудовлетворения к самоистязанию.

Какая-то сжатость присутствует во всем фильме, даже завораживающие прыжки и поддержки сохраняют в себе боязнь ошибки, зритель к сожалению не может с восторгом следить за постановкой «Белого лебедя», ибо напряжение, переданное режиссером, присутствует в каждой секунде и окутывает картину. Психические проблемы Нины мешают ей всецело заняться подготовкой, ее жизнь проходит в тесной квартире, вместе с матерью, от которой исходит некая зависть. В то время как остальные претендентки мечтают о славе, Нина всего лишь хочет танцевать, в отличии от Бэт, для которой балет лишь способ получения славы, она стала такой же как все, обычной представительницей балета, одной из тех звезд, которые зажигают свой свет на вершине и спустя время гаснут, с припиской «Она была прекрасна и совершенна… Мы будем ее помнить». Унизительнейшие слова, если для тебя внимание и слава главнейший приоритет, однако если твоей мечтой является сам балет — ты просто танцуешь, от заката до рассвета, потому что ты это любишь и твоя жизнь без танца пуста. Не важно смотрят ли на тебя, важно лишь то, что ты ощущаешь полет, сильные руки партнера и твои прыжки совершенны.

Автор: tomas b




Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Знаете ли Вы, что…

Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.

Скачать